Особенности совершения сделок с земельными долями в праве общей собственности

При установлении режима такой разновидности права частной собственности на землю, как собственность граждан на земельную долю, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не вносит каких-либо существенных изменений в предшествую­щее законодательство о приватизации сельскохозяйственных угодий.

Не ограничиваясь употреблением понятия «земельная доля», он разъ­ясняет, что земельная доля — это доля в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, права на которые возникли как результат реализации законодательства о приватизации земель колхозов и совхозов (ст. 15). Это разъяснение имеет ряд теоретических и практических достоинств.

• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: 💫 💫 💫 💫 💫 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое

Во-первых, в нем четко закреплено положение о том, что объектами земельных отношений являются не только земля как природный объект и природный ресурс, земельный участок, часть земельного участка, но и земельная доля как объект права в общей долевой собственности на земельный участок, выраженный количественно, но не определенный на местности в натуре.

Закон не воспринял нормы ст. 6 ЗК РФ, которая исключает из числа объектов земельных отношений земельную долю в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Во-вторых, преимущества ст. 15 закона об обороте земель перед ст. 6 ЗК состоят в том, что она не только сохраняет основные направления земельной и аграрной реформы (стабилизация отношений частной собственности на землю лиц, имеющих право на получение земельной доли), но и легализует общую собственность на земельные участки, переданные в процессе приватизации и реорганизации колхозов и совхозов соответствующим хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам.

В-третьих, легальное определение земельной доли в праве общей собственности позволяет в полной мере выявить нормативную базу законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения как совокупности специальных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой режим собственности граждан на земельную долю.

К их числу относится закон об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.), который подтверждает, что определение размеров земельных долей в виде простой дроби, в гектарах или в баллах является юридически действительным.

Закон предоставляет участникам общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения право совершать различные гражданско-правовые сделки с земельными долями, направленные на установление, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей.

Оборот земельных долей в сельском хозяйстве включает в себя такие гражданско-правовые сделки, как купля-продажа, дарение, завещание, передача земельной доли в уставный (складочный) капитал юридического лица, в доверительное управление, отказ от права собственности на земельную долю.

Закон не требует выдела земельного участка в натуре при совершении данных гражданско-право­вых сделок, по которым земельная доля в праве общей собственности передается другим сособственникам, сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, который является собственником земельного участка, находящегося в долевой собственности (ч.2 п. 1 с т. 12 Закона об обороте).

Регулируя процедуру прекращения права собственности на земельную долю, п. 1.1 ст. 12 закона об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.) устанавливает, что отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

Право собственности на земельную долю прекращается с момента государственной регистрации прекращения указанного права.

Письменное заявление правообладателя об отказе от права собственности на земельную долю, государственная регистрация прекращения указанного права являются юридическими фактами, порождающими право собственности на данную земельную долю городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка.

Право собственности на данную земельную долю может возникнуть также у муниципального района в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории.

Закон об обороте земель (п. 1 ст. 12) предоставляет право участнику общей долевой собственности совершать по своему усмотрению и иные сделки с земельными долями в праве общей собственности, не противоречащие закону и иным нормативным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц. Понятие Земельной Доли Что Это Такое.

Каковы виды права общей собственности на участки земли
Для первого вида собственности на земельный участок является обязательным выделение в имуществе конкретной части, величина которой заранее известна (к примеру, 1/2, 2/3, 3/5 и так далее). В регистрационных документах устанавливается и прописывается доля каждого сособственника. При совместном владении определение долей отдельных лиц не предполагается.

Что такое сервитут

Сервитут – это разрешение, выданное владельцем на пользование участком земли другому лицу с определенными ограничениями. От аренды его отличает возможность заключения соглашения в принудительной форме и невозможность извлечения прибыли арендатором.

Такое использование земли основано, например, на необходимости осуществления хозяйственных нужд (прокладка электросетей, водоснабжения и прочего) и предполагает заключение договора о сервитуте.

Соглашение о сервитуте на землю

Договор сервитута на земельный участок – соглашение, заключаемое между собственником надела и его пользователем, в котором содержатся следующие данные:

  • границы участка (по геодезии и межеванию);
  • ФИО и иные данные сторон;
  • сведения о земельном наделе, поступающем в распоряжение арендатора по договору сервитута;
  • плата, взимаемая за пользование землей;
  • срок действия договора (по закону);
  • обязанности и права сторон;
  • список прилагаемых документов и иные сведения.

Соглашение регистрируется в Росреестре по месту нахождения земельного массива.

Прекращение прав на земельные участки

Права на земельный участок прекращаются при исполнении условий сделки, если она заключается на определенный срок и контрагенты не договорились о продлении договора. Возможно расторжение сделки по соглашению сторон или в судебном порядке, когда сторона соглашения не исполняет установленные обязательства или выполняет их не полностью, причиняя контрагенту существенный вред. Право на землю также прекращается в связи со смертью гражданина или при ликвидации юридического лица.

Участок может быть изъят для нужд государства. Это допустимо в случаях, обозначенных в законе (ст. 49 ЗК РФ). Изъятие участка осуществляется по соглашению с собственником, с выплатой ему равноценной денежной компенсации. Земля может быть безвозмездно изъята в виде наказания за совершение преступления. Основания конфискации устанавливаются ст. 104.1 Уголовного кодекса РФ.

Понятие сельскохозяйственных угодий, их назначение
Сельскохозяйственные угодья согласно действующему законодательству являются территориями, которые планомерно, регулярно и систематически используются населением для производства сельскохозяйственной продукции или удовлетворения потребностей различных сфер сельского хозяйства.

Проблема загрязнения сельскохозяйственных угодий и пути ее решения

Проблема ухудшения качества и экологического состояния сельскохозяйственных угодий предусматривает разработку определенных мер и способов для охраны и восстановления таких территорий. В соответствии с законодательными актами:

Системы охраны и защиты территорий состоит из конкретных правовых и организационных мероприятий, которые оказывают всестороннее благоприятное воздействие на земли, способствуют устранению негативных факторов, пагубно сказывающихся на качестве почвы.

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.