Государственная регистрация права собственности на землю Текст научной статьи по специальности «Право»

В статье рассмотрены основные сведения, вносимые в государственный реестр при государственной регистрации прав на земельный участок, а также сроки и порядок проведения государственной регистрации права собственности на земельный участок. В заключении автор приходит к выводу, что система государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним направлена на обеспечение формирования механизмов эффективного государственного воздействия на рынок недвижимости в целях защиты конституционных прав собственников и иных правообладателей на объекты недвижимости, в том числе, и земельные участки .

Закон не воспринял нормы ст. 6 ЗК РФ, которая исключает из числа объектов земельных отношений земельную долю в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Особенности совершения сделок с земельными долями в праве общей собственности

При установлении режима такой разновидности права частной собственности на землю, как собственность граждан на земельную долю, Федеральный закон «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» не вносит каких-либо существенных изменений в предшествую­щее законодательство о приватизации сельскохозяйственных угодий.

• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: 💫 💫 💫 💫 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое

Не ограничиваясь употреблением понятия «земельная доля», он разъ­ясняет, что земельная доля — это доля в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения, права на которые возникли как результат реализации законодательства о приватизации земель колхозов и совхозов (ст. 15). Это разъяснение имеет ряд теоретических и практических достоинств.

Во-первых, в нем четко закреплено положение о том, что объектами земельных отношений являются не только земля как природный объект и природный ресурс, земельный участок, часть земельного участка, но и земельная доля как объект права в общей долевой собственности на земельный участок, выраженный количественно, но не определенный на местности в натуре.

Закон не воспринял нормы ст. 6 ЗК РФ, которая исключает из числа объектов земельных отношений земельную долю в праве общей собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения.

Во-вторых, преимущества ст. 15 закона об обороте земель перед ст. 6 ЗК состоят в том, что она не только сохраняет основные направления земельной и аграрной реформы (стабилизация отношений частной собственности на землю лиц, имеющих право на получение земельной доли), но и легализует общую собственность на земельные участки, переданные в процессе приватизации и реорганизации колхозов и совхозов соответствующим хозяйственным товариществам и обществам, производственным кооперативам.

В-третьих, легальное определение земельной доли в праве общей собственности позволяет в полной мере выявить нормативную базу законодательства о приватизации земель сельскохозяйственного назначения как совокупности специальных и иных нормативных правовых актов, устанавливающих правовой режим собственности граждан на земельную долю.

К их числу относится закон об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.), который подтверждает, что определение размеров земельных долей в виде простой дроби, в гектарах или в баллах является юридически действительным.

Закон предоставляет участникам общей долевой собственности на земельные участки сельскохозяйственного назначения право совершать различные гражданско-правовые сделки с земельными долями, направленные на установление, изменение или прекращение земельных прав и обязанностей.

Оборот земельных долей в сельском хозяйстве включает в себя такие гражданско-правовые сделки, как купля-продажа, дарение, завещание, передача земельной доли в уставный (складочный) капитал юридического лица, в доверительное управление, отказ от права собственности на земельную долю.

Закон не требует выдела земельного участка в натуре при совершении данных гражданско-право­вых сделок, по которым земельная доля в праве общей собственности передается другим сособственникам, сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, который является собственником земельного участка, находящегося в долевой собственности (ч.2 п. 1 с т. 12 Закона об обороте).

Регулируя процедуру прекращения права собственности на земельную долю, п. 1.1 ст. 12 закона об обороте земель (в ред. от 29 декабря 2010 г.) устанавливает, что отказ от права собственности на земельную долю осуществляется путем подачи заявления в орган, осуществляющий государственную регистрацию прав на недвижимое имущество и сделок с ним.

Одновременно возникает право собственности на данную земельную долю у городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка, от права собственности на земельную долю которого осуществлен отказ, либо в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории у муниципального района.

Право собственности на земельную долю прекращается с момента государственной регистрации прекращения указанного права.

Письменное заявление правообладателя об отказе от права собственности на земельную долю, государственная регистрация прекращения указанного права являются юридическими фактами, порождающими право собственности на данную земельную долю городского округа, городского или сельского поселения по месту расположения земельного участка.

Право собственности на данную земельную долю может возникнуть также у муниципального района в случае расположения такого земельного участка на межселенной территории.

Закон об обороте земель (п. 1 ст. 12) предоставляет право участнику общей долевой собственности совершать по своему усмотрению и иные сделки с земельными долями в праве общей собственности, не противоречащие закону и иным нормативным правовым актам и не нарушающие права и охраняемые законом интересы других лиц.

Заявление на регистрацию права
Предусмотрены законом несколько способов проведения регистрации сделок в отношении таких объектов недвижимости как земельные участки.

Порядок регистрации

  1. подготовка документов, подтверждающих права на участок;
  2. обращение в органы Росреестра любым доступным способом с заявлением о внесении сведений в базу данных о владельце земли или установлении ограничений;
  3. получение в территориальном подразделении Росреестра или через Почту России оригинала выписки из ЕГРН о подтверждении собственности на участок.

Для обращения в Росреестр с пакетом документов, необходимо определить, какая стоимость регистрации права подлежит внесению в государственный бюджет наличными средствами через кассы банков или переводом с банковского счета.

  • регистрация прекращения права собственности на участок земли на основании судебного решения или других актов, вступивших в законную силу от имени государственных и муниципальных органов;
  • снятие ограничений на распоряжение объектом недвижимости, к примеру, ипотеки в силу заключения договора займа и внесения его в качестве обеспечения;
  • отмена незаконной регистрации права в судебном порядке;
  • запрос в архивы или нотариальные конторы по поводу установленных прав;
  • получение распорядительных актов органов власти;
  • проведение собрания участников гаражного или дачного кооператива по распределению долей на выделенный участок при упрощенной регистрации права — приватизации государственной или муниципальной собственности или на основании закона о дачной амнистии;
  • составление кадастрового паспорта и межевого плана при наличии споров по установлению границ соседних земельных участков и др.

Все действия могут осуществляться как лично сторонами сделки, так и представителями на основании нотариально заверенной доверенности.

Следует обратить внимание на то, что оформление прав на дачный земельный участок осуществляется в рамках специального закона, предусматривающего упрощенный порядок взаимодействия с органами власти.

При выделении земли бесплатно или в порядке выкупа проверяется регистрация права муниципальной собственности на земельный участок для обращения в уполномоченный орган, в ведении которого находится распоряжение соответствующим фондом недвижимости.

То же самое касается федеральной собственности, некоторые виды которой запрещены для передачи по безвозмездным договорам частным лицам, в частности, это правило касается земельных участков стратегического назначения, принадлежащие воинским частям Министерства обороны РФ, природных заповедников и в других случаях, предусмотренных Земельным кодексом и иными нормативными актами России.

Срок регистрации права собственности зависит от способа оформления владения. В случае обращения лично в Росреестр или через представителя либо при подаче заявления через портал Госуслуги или официальный сайт госучреждения, регистрация будет длиться не более 10 дней, при посредничестве МФЦ — 14-15 дней.

При отправлении и получения выписки о зарегистрированных правах через Почту России срок соответственно увеличиться на время пересылки документации.

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.