Заключительная часть

особенности оборота земель сельскохозяйственного назначения выражаются

Итак, мы рассмотрели особенности оборота территорий сельскохозяйственного типа, их правовое регулирование, а также ограничения и принципы, актуальные в настоящее время. Как выяснилось, в целом данное регулирование осуществляется посредством ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения». Следует иметь в виду, что ключевой его целью выступает максимальное распространение на применение и оборот территорий сельскохозяйственного типа общих правил гражданского и земельного законодательства, действующего на территории Российской Федерации. После того как законодательный акт федерального уровня вступил в силу, снялся ранее актуальный запрет, связанный с приватизацией земель, предназначенных для ведения сельского хозяйства. Нужно дополнить, что запрет был установлен статьей 8 ФЗ «О введении в действие ЗК РФ».

Использование механизмов регулирования государством в лице его определенных структур, установленных основным по данной теме Федеральным законом, позволяет в полной мере обеспечить формирование необходимых условий реформирования отношений земельного характера в агропромышленном комплексе, а также предполагает введение в легитимные рамки оборота земель из участков сельхоз. типа и долей в праве общего типа собственности. Ключевой федеральный закон – это и есть основной фактор обеспечения эффективного применения земель сельскохозяйственного значения и, конечно же, привлечения инвестиций в сельскохозяйственную отрасль, которая, важно отметить, на территории России с каждым годом развивается все больше.

• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: 💫 💫 💫 💫 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое

4. Правовое регулирование отношений, объектом которых являются земельные доли

Правовой статус земельной доли и особенности правового регулирования отношений, объектом которых она является, установлены ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения» (далее — Закон об обороте земель).

Порядок владения и пользования земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, устанавливается общим собранием участников долевой собственности (ст.

Данная норма находится в состоянии коллизии со ст. 247 ГК РФ, которой установлено, что владение и пользование имуществом, находящимся в долевой собственности, осуществляются по соглашению всех ее участников, а при недостижении согласия — в порядке, устанавливаемом судом.

Однако практика применения правил ст. 247 ГК РФ показывает, что в этом случае появлялась возможность блокировать любые решения сособственников при наличии хотя бы одного возражающего.

Необходимо отметить, что данная норма (упомянутая ст. 14 Закона об обороте земель) касается установления порядка владения и пользования общим участком, но не распоряжения им. То есть при этом могут решаться организационные, управленческие, технологические, технические, экономические и иные вопросы, кроме вопросов распоряжения, т.е. определения юридической судьбы участка или его частей.

Что касается порядка распоряжения земельным участком, находящимся в общей долевой собственности, то он установлен ст. 12 Закона об обороте земель и существенно отличается от того порядка распоряжения недвижимым имуществом, находящимся в долевой собственности, который установлен ст. ст. 250 и 246 ГК РФ.

Во-первых, упомянутая статья Закона об обороте земель разграничивает случаи, когда в качестве объекта отношений выступает сама земельная доля или участок, выделенный в счет доли в натуре.

Установлено, что участник долевой собственности вправе совершать следующие сделки с земельной долей без выдела земельного участка в счет доли:

— внести ее в уставный капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности;

— продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину — члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности.

Все другие случаи оборота с участием земельных долей осуществляются только с выделением земельного участка в счет земельной доли в натуре.

Если же участников долевой собственности насчитывается более пяти человек, то применяются правила ст. 14 Закона об обороте земель, которые были рассмотрены выше, применительно к порядку принятия решений о владении и пользовании земельным участком, находящимся в долевой собственности.

2. Закон об обороте земель устанавливает новый порядок выдела земельных участков в счет земельных долей (ст. 13), который отличается в лучшую сторону от действовавшего ранее порядка выдела.

В соответствии с п. 1 ст. 13 Закона участник долевой собственности вправе требовать выдела земельного участка в счет принадлежащей ему земельной доли для создания и расширения личного подсобного хозяйства и крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду и совершения иных сделок с ним. С этой целью заинтересованное в выделе участка лицо обязано письменно уведомить об этом других собственников с указанием предполагаемого местоположения выделяемого участка. Предложение о местоположении земельного участка считается согласованным, если на него не поступили возражения от других собственников в течение месяца со дня уведомления об этом. При этом размер выделяемого в натуре участка с учетом качества земли регулируется его кадастровой стоимостью и может быть больше и меньше размера, указанного в правоустанавливающем документе.

Споры о местоположении выделенного земельного участка и его размере разрешаются участниками долевой собственности с использованием сослагательных процедур, порядок проведения которых устанавливается Правительством РФ. В случае недостижения согласия споры рассматриваются в судебном порядке.

Статья 17 Закона обязывает участников долевой собственности обеспечить установление на местности границ земельных участков, находящихся в общей собственности, что способствовало бы улучшению управления ими хозяйственной эксплуатацией земель. К сожалению, финансовые возможности не позволяют собственникам долей реализовывать данное требование Закона. Земельные участки, находящиеся в долевой собственности, а также части этих участков, не востребованные их собственниками или не используемые по целевому назначению, во многих случаях не отграничены в натуре, что является причиной многочисленных нарушений земельного законодательства.

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.