Следует подчеркнуть, что все пенсионеры социальной сферы, а также пенсионеры сельскохозяйственных предприятий, вышедшие на пенсию, но не проживающие на территории хозяйств в начале земельной реформы, не получили права ни на земельную долю, ни на имущественный пай.

Земельная доля и ее правовой режим

Земельная доля может быть определена «как обязательственное право — право участника (члена) сельскохозяйственной коммерческой орга­низации на выдел на местности земельного участка определенного размера и качества из земель сельскохозяйственного назначения, используемых сель­скохозяйственной коммерческой организацией, с последующим закреплением его на одном из вещных прав, предусмотренных действующим законодательством». Само понятие «земельная доля» является не совсем удачным и лишь определяет объект, на который устанавливается общая собственность граждан. Если идти по такому пути названия доли в имуществе, то при общей долевой собственности, например, на комбайн или трактор, доля каждого сособственника могла бы получить название комбайновой или тракторной.

В связи со сказанным, точнее было бы выразить данный социально-экономический феномен как доля на землю в общей собственности.

В силу своей юридической природы земельная доля (пай) любого лица не должна отождествляться с самим правом собственности на приходя­щийся в счет этой доли конкретный земельный участок. Другими сло­вами, земельные доли не отграничиваются на местности и существуют только потенциально в документах, пока по желанию их правообладателя не произойдет выделение земельного участка в натуре на местности.

• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: 💫 💫 💫 💫 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое

Первоначально правом на получение в собственность земельных долей обладали: работники реорганизованного сельскохозяйственного предпри­ятия; пенсионеры, вышедшие в нем на пенсию и проживающие на его тер­ритории; временно отсутствующие работники; наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к момен­ту выдачи свидетельства; работники социальной сферы на селе (организа­ций здравоохранения, культуры, быта, связи, общепита, образования и т.д., расположенных на территориях сельскохозяйственных организаций).

Следует подчеркнуть, что все пенсионеры социальной сферы, а также пенсионеры сельскохозяйственных предприятий, вышедшие на пенсию, но не проживающие на территории хозяйств в начале земельной реформы, не получили права ни на земельную долю, ни на имущественный пай.

Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйствен­ной коммерческой организации (предприятия).

В настоящий момент, согласно п. 5 ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйс твенных угодий, регулируется Законом об обороте земель. Данный закон установил, что без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйствен­ной организации или гражданину-члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли (ст.12).

В случае, если участник долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выде­ления земельного участка другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину-члену крестьян­ского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находя­щийся в общей долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении" продать свою земельную долю не требуется.

Участник или участники долевой собственности на земельный учас­ток из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст.4 Закона об обороте земель в части пре­дельных размеров образуемого участка.

Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невос­требованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земель­ные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадас­тровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.

Решение о порядке владения и пользования земельным участком,
находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием
участников, долевой собственности. Участники долевой собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
о проведении общего собрания участников долевой собственности не
позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в
письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством раз­
мещения соответствующих объявлений на информационных щитах,
расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственнос­ти, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.

Вывод: До начала земельной реформы сельскохозяйственное землепользование в стране характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др., основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции. На­чавшаяся в 1991 г. земельная реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю, в процессе реорганизации колхозов и совхозов на их базе создана система коммер­ческих сельскохозяйственных предприятий (товариществ, акционерных и иных обществ, производственных кооперативов и т. п.). Значительная часть земель перешла к индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и т. д.). Появилось большое число мелких и очень мелких хозяйств. Од­нако их удельный вес в сельскохозяйственном производстве очень мал: их совокупный земельный фонд составляет 12-13 млн. га (4-5% про­дуктивных земель страны). На их долю приходится всего лишь 3-5% производимой в стране сельскохозяйственной продукции.

Преобладающее положение в аграрной экономике страны по прежнему занимают крупные и средние сельскохозяйственные предприятия (колхозы, акционерные общества, производственные кооперативы). Поэтому правовой режим сельскохозяйственных земель во многом ха­рактеризуется регулированием хозяйственной деятельности этих пред­приятий. Его особенности определяются гарантиями целевого исполь­зования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и сводятся к следующим основным положениям.

1. Главной обязанностью всех субъектов на землях этой категории является рациональное и высокопродуктивное их использование. Это положение принципиально определяет необходимость установления системы прав и обязанностей собственников земли и землепользователей, обеспечивающих этот основной принцип землепользования.

2. Прямым следованием этого является законодательное обеспечение жесткой минимизации изъятия сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд.

3. Должен быть установлен и обеспечен приоритет земель сельско­хозяйственного назначения перед землями других категорий с точки зрения их охраны и рационального использования.

4. Целенаправленное на охрану и рациональное использование земель правовое регулирование хозяйственной деятельности должно состоять с достаточно жесткой юридической ответственностью за на­рушение земельного законодательства.

Лекция обсуждена и одобрена на заседании методической секции №2 кафедры гражданско-правовых дисциплин.

«Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр, правовой режим земель лесного фонда, правовой режим земель водного фонда, правовой режим земель запаса»

Что такое земельная доля?
Это доля земли в праве общей долевой собственности на участок сельхозназначения. Иначе говоря, при наличии документов на земельную долю, Вы являетесь владельцем части сельхоз.участка, при этом реального местоположения у данной части участка нет. Есть лишь общий массив земли, на который зарегистрировано право.

Какие документы подтверждают выдел?

После того как инженер предоставит Вам межевой план на диске, необходимо обратиться в Росреестр с двумя заявлениями: на постановку на кадастровый учет и обязательно на регистрацию права на выделяемый участок.

После этого Вы получите выписку из ЕГРН, в которой будет указан кадастровый номер Вашего выделенного участка и все его характеристики, в том числе зарегистрированные права. Таким образом, именно выписка из ЕГРН на выделенный участок подтверждает, что Вы успешно завершили такую сложную процедуру как выдел земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения. В последующем Вы можете посмотреть свой участок по кадастровому номеру на публичной кадастровой карте, воспользовавшись сервисом Росреестра.

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.