Земельная доля и ее правовой режим
Земельная доля может быть определена «как обязательственное право — право участника (члена) сельскохозяйственной коммерческой организации на выдел на местности земельного участка определенного размера и качества из земель сельскохозяйственного назначения, используемых сельскохозяйственной коммерческой организацией, с последующим закреплением его на одном из вещных прав, предусмотренных действующим законодательством». Само понятие «земельная доля» является не совсем удачным и лишь определяет объект, на который устанавливается общая собственность граждан. Если идти по такому пути названия доли в имуществе, то при общей долевой собственности, например, на комбайн или трактор, доля каждого сособственника могла бы получить название комбайновой или тракторной.
В связи со сказанным, точнее было бы выразить данный социально-экономический феномен как доля на землю в общей собственности.
В силу своей юридической природы земельная доля (пай) любого лица не должна отождествляться с самим правом собственности на приходящийся в счет этой доли конкретный земельный участок. Другими словами, земельные доли не отграничиваются на местности и существуют только потенциально в документах, пока по желанию их правообладателя не произойдет выделение земельного участка в натуре на местности.
• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: в судебном порядке 💫 документы к иску 💫 порядок действий 💫 список документов 💫 судебная практика 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое
Первоначально правом на получение в собственность земельных долей обладали: работники реорганизованного сельскохозяйственного предприятия; пенсионеры, вышедшие в нем на пенсию и проживающие на его территории; временно отсутствующие работники; наследники лица, имевшего право на получение в собственность земельной доли, но умершего к моменту выдачи свидетельства; работники социальной сферы на селе (организаций здравоохранения, культуры, быта, связи, общепита, образования и т.д., расположенных на территориях сельскохозяйственных организаций).
Следует подчеркнуть, что все пенсионеры социальной сферы, а также пенсионеры сельскохозяйственных предприятий, вышедшие на пенсию, но не проживающие на территории хозяйств в начале земельной реформы, не получили права ни на земельную долю, ни на имущественный пай.
Моментом возникновения права собственности на земельную долю являлась дата принятия администрацией района решения о передаче земли в общую собственность участников (членов) сельскохозяйственной коммерческой организации (предприятия).
В настоящий момент, согласно п. 5 ст. 79 ЗК РФ, использование земельных долей, возникших в результате приватизации сельскохозяйс твенных угодий, регулируется Законом об обороте земель. Данный закон установил, что без выделения земельного участка в счет земельной доли такой участник долевой собственности по своему усмотрению вправе завещать свою земельную долю, внести ее в уставный (складочный) капитал сельскохозяйственной организации, использующей земельный участок, находящийся в долевой собственности, или передать свою земельную долю в доверительное управление либо продать или подарить ее другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину-члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в долевой собственности. Участник долевой собственности вправе распорядиться земельной долей по своему усмотрению иным образом только после выделения земельного участка в счет земельной доли (ст.12).
В случае, если участник долевой собственности на земельный участок сельскохозяйственного назначения продает свою земельную долю без выделения земельного участка другому участнику долевой собственности, а также сельскохозяйственной организации или гражданину-члену крестьянского (фермерского) хозяйства, использующим земельный участок, находящийся в общей долевой собственности, извещать других участников долевой собственности о намерении" продать свою земельную долю не требуется.
Участник или участники долевой собственности на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения вправе выделить земельный участок в счет своей земельной доли или своих земельных долей для создания либо расширения личного подсобного хозяйства или крестьянского (фермерского) хозяйства, а также для передачи земельного участка в аренду или распоряжения им иным образом, если это не нарушает требований ст.4 Закона об обороте земель в части предельных размеров образуемого участка.
Земельные доли, собственники которых не распоряжались ими в течение трех и более лет с момента приобретения прав на земельную долю (невостребованные земельные доли), подлежат выделению в земельный участок, в состав которого в первую очередь включаются неиспользуемые земельные участки и земельные участки худшего качества с их оценкой по кадастровой стоимости. Образование этого земельного участка осуществляется на основании соответствующего решения субъекта Российской Федерации или в случаях, установленных законом субъекта Российской Федерации, на основании соответствующего решения муниципального образования.
Решение о порядке владения и пользования земельным участком,
находящимся в долевой собственности, принимается общим собранием
участников, долевой собственности. Участники долевой собственности
на земельный участок из земель сельскохозяйственного назначения
о проведении общего собрания участников долевой собственности не
позднее чем за тридцать дней до дня его проведения уведомляются в
письменной форме (почтовые открытки, письма) и посредством раз
мещения соответствующих объявлений на информационных щитах,
расположенных на территории муниципального образования по месту нахождения земельного участка, находящегося в долевой собственности, или опубликования сообщения в средствах массовой информации, определенных субъектом Российской Федерации.
Вывод: До начала земельной реформы сельскохозяйственное землепользование в стране характеризовалось деятельностью крупных аграрных кооперативных и государственных хозяйств (колхозов, совхозов и др., основанных на государственной собственности на землю. Они были основными производителями сельскохозяйственной продукции. Начавшаяся в 1991 г. земельная реформа существенно изменила организационно-хозяйственную структуру аграрного сектора. Наряду с государственной введена частная форма собственности на землю, в процессе реорганизации колхозов и совхозов на их базе создана система коммерческих сельскохозяйственных предприятий (товариществ, акционерных и иных обществ, производственных кооперативов и т. п.). Значительная часть земель перешла к индивидуальным предпринимательским структурам (крестьянским хозяйствам, личным подсобным хозяйствам и т. д.). Появилось большое число мелких и очень мелких хозяйств. Однако их удельный вес в сельскохозяйственном производстве очень мал: их совокупный земельный фонд составляет 12-13 млн. га (4-5% продуктивных земель страны). На их долю приходится всего лишь 3-5% производимой в стране сельскохозяйственной продукции.
Преобладающее положение в аграрной экономике страны по прежнему занимают крупные и средние сельскохозяйственные предприятия (колхозы, акционерные общества, производственные кооперативы). Поэтому правовой режим сельскохозяйственных земель во многом характеризуется регулированием хозяйственной деятельности этих предприятий. Его особенности определяются гарантиями целевого использования и охраны земель сельскохозяйственного назначения и сводятся к следующим основным положениям.
1. Главной обязанностью всех субъектов на землях этой категории является рациональное и высокопродуктивное их использование. Это положение принципиально определяет необходимость установления системы прав и обязанностей собственников земли и землепользователей, обеспечивающих этот основной принцип землепользования.
2. Прямым следованием этого является законодательное обеспечение жесткой минимизации изъятия сельскохозяйственных земель для несельскохозяйственных нужд.
3. Должен быть установлен и обеспечен приоритет земель сельскохозяйственного назначения перед землями других категорий с точки зрения их охраны и рационального использования.
4. Целенаправленное на охрану и рациональное использование земель правовое регулирование хозяйственной деятельности должно состоять с достаточно жесткой юридической ответственностью за нарушение земельного законодательства.
Лекция обсуждена и одобрена на заседании методической секции №2 кафедры гражданско-правовых дисциплин.
«Правовой режим земель, предоставленных для разработки недр, правовой режим земель лесного фонда, правовой режим земель водного фонда, правовой режим земель запаса»
Какие документы подтверждают выдел?
После того как инженер предоставит Вам межевой план на диске, необходимо обратиться в Росреестр с двумя заявлениями: на постановку на кадастровый учет и обязательно на регистрацию права на выделяемый участок.
После этого Вы получите выписку из ЕГРН, в которой будет указан кадастровый номер Вашего выделенного участка и все его характеристики, в том числе зарегистрированные права. Таким образом, именно выписка из ЕГРН на выделенный участок подтверждает, что Вы успешно завершили такую сложную процедуру как выдел земельной доли из земель сельскохозяйственного назначения. В последующем Вы можете посмотреть свой участок по кадастровому номеру на публичной кадастровой карте, воспользовавшись сервисом Росреестра.
Подать жалобу Ваши права и обязанности Владельцам доли Обращение в суд Подача заявления Судебное решение Аргументы для суда Распорядиться квартирой