Особенности создания кредитной организации с иностранными инвестициями или филиала иностранного банка

В соответствии с законом кроме российских кредитных организаций, на территории РФ могут осуществлять банковскую деятельность кредитные организации с иностранными инвестициями и филиалы иностранных банков.

Под иностранными банками понимаются банки, признаваемые таковыми по законодательству иностранного государства, на территории которого они зарегистрированы.

Основным отличием порядка государственной регистрации и выдачи лицензии кредитной организации с иностранным участием или филиалу иностранного банка для ведения банковской деятельности на территории РФ от порядка создания российской кредитной организации является необходимость подачи на регистрацию помимо общеобязательного перечня документов, других дополнительных документов.

1) решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка;

2) документ, подтверждающий регистрацию юридического лица, и балансы за три предыдущих года, подтвержденные аудиторским заключением;

3) письменное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка в тех случаях, когда такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания.

• Подборка наиболее важных документов по Дарению и наследованию имущества: 💫 © нормативно–правовые акты, формы, статьи, консультации экспертов и многое другое

Дополнительные требования к созданию и деятельности кредитных организаций с иностранными инвестициями или филиалов иностранных банков:

1) размер (квота) участия иностранного капитала в банковской системе РФ – устанавливается федеральным законом по предложению Правительства РФ, согласованному с ЦБ РФ.

2) кредитная организация обязана получить предварительное разрешение ЦБ РФ на увеличение своего уставного капитала за счет средств нерезидентов, на отчуждение (в том числе продажу) своих акций (долей) в пользу нерезидентов, а участники кредитной организации – резиденты – на отчуждение принадлежащих им акций (долей) кредитной организации в пользу нерезидентов. ЦБ РФ имеет право наложить запрет на увеличение уставного капитала кредитной организации за счет средств нерезидентов и на отчуждение акций (долей) в пользу нерезидентов, если результатом указанного действия является превышение квоты участия иностранного капитала в банковской системе РФ. Заявление о намерении увеличить уставный капитал кредитной организации за счет средств нерезидентов и об отчуждении акций (долей) в пользу нерезидентов рассматривается ЦБ РФ в двухмесячный срок со дня подачи заявления. Результатом его рассмотрения является разрешение ЦБ РФ на проведение укачанной в заявлении операции или мотивированный отказ в письменной форме. В случае, если ЦБ РФ не сообщил о принятом решении в течение установленного срока, указанная операция считается разрешенной;

ЦБ РФ вправе по согласованию с Правительством РФ устанавливать для кредитных организаций с иностранными инвестициями и филиалов иностранных банков ограничения на осуществление банковских операций, если в соответствующих иностранных государствах в отношении банков с российскими инвестициями и филиалов российских банков применяются ограничения в их создании и деятельности. Доля Иностранного Капитала в Уставном Капитале Банка.

3. Особенности регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов

Как уже отмечалось в § 1.2, в составе банковского сектора России действуют дочерние банки иностранных банков и их филиалы, а также могут действовать филиа- лы банков-нерезидентов (далее в этом параграфе — банки с капиталами нерезидентов, или банки с иностранными инвестициями, или банки, контролируемые иностранным капиталом).

Закон «О банках и банковской деятельности» прямо предписывает применение некоторых особых процедур регистрации и лицензирования таких банковских организаций (ст.

иностранным юридическим лицом — решение о его участии в создании кредитной организации на территории РФ или об открытии филиала банка; пись-менное согласие соответствующего контрольного органа страны его местопребывания на участие в создании кредитной организации на территории РФ или на открытие филиала банка (если такое разрешение требуется по законодательству страны его местопребывания);

иностранным физическим лицом — подтверждение платежеспособности, данное первоклассным иностранным банком.

Квота участия иностранного капитала в банковской системе РФ может быть установлена в федеральном законе по предложению Правительства РФ, согласованному с Банком России (рассчитывается как отношение суммарного капитала, принадлежащего нерезидентам в уставных капиталах кредитных организаций с иностранными инвестициями, и капитала филиалов иностранных банков к совокупному УК кредитных организаций, зарегистрированных на территории РФ).

По состоянию на 1 января 2003 г. в российском банковском секторе действовало 37 банков, контролировавшихся иностранным капиталом (доля участия нерезидентов в УК превышала 50%). Девять из них входило в число 50 крупнейших по размеру активов действующих в РФ банков. На указанную дату активы данных банков составили 334,5 млрд руб. Тем не менее, по оценке Банка России, роль иностранного капитала в российском банковском секторе остается незначительной. На 1 января 2003 г. доля банков, контролируемых нерезидентами, в активах банковского сектора составила 8%, в собственных капиталах — 7%.

Политика банков, контролируемых нерезидентами, в основном была направлена на кре- дитно-расчетное обслуживание клиентов. Возросла активность указанных банков в освоении, в частности, рынка вкладов физических лиц, но на этом рынке доля банков, контролируемых нерезидентами, оставалась незначительной (2,3% на начало 2003 г.). В пассивах данных банков значительную долю составляют остатки средств на клиентских счетах (около 44% на 1 января 2002 г. и 41% на 1 января 2003 г.). Вместе с тем удельный вес этих ресурсов в общем объеме клиентских средств, размещенных в банковском секторе, незначителен (немногим более 6%).

В то же время рассматриваемые банки сохраняют важные позиции на рынке межбанковских кредитов и депозитов, привлекаемых от нерезидентов. По состоянию на 1 января 2003 г. на них приходилось около 46% общего объема средств, привлеченных действующими кредитными организациями от банков-нерезидентов.

Кредитные операции являются одним из основных направлений деятельности данной группы банков: кредиты и прочие средства, предоставленные ими нефинансовым предприятиям и организациям, занимали в их активах 32% на 1 января 2002 г.

Продолжала снижаться доля вложений банков, контролируемых нерезидентами, в государственные долґовьіе обязательства РФ.

Все банки, контролируемые иностранным капиталом, по оценке нашего ЦБ, являются финансово устойчивыми.

Как полагают в Правительстве и Банке России, позиции банков, контролируемых иностранным капиталом, в российском банковском секторе не усиливались. Коммерческая деятельность этих банков сосредоточена в основном в сфере кредитно-расчетного обслуживания клиентов, а также на операциях на международных финансовых рынках. Вместе с тем данные банки начинают активизировать свою деятельность в отдельных сегментах российского рынка банковских услуг.

Между тем вопрос не так прост, как это следует из приведенных официальных оценок (см. следующий параграф настоящей главы).

Так или иначе, но пока любая кредитная организация обязана получить предварительное разрешение Банка России на увеличение своего УК за счет средств нерезидентов, а также на отчуждение (в том числе продажу) своих долей в капитале в пользу нерезидентов. Последнее относится и к участникам кредитных организаций — резидентам. Отсюда вытекает, что Банк России имеет право запретить увеличение УК банка за счет средств нерезидентов и отчуждать доли капитала в пользу нерезидентов, если в результате указанных действий будет превышена квота участия иностранного капитала в банковском секторе РФ (если такая квота будет установлена).

Банк России имеет право предъявлять дополнительные требования к банкам с капиталами нерезидентов в части минимального размера необходимого капитала, утверждения состава руководства, перечня осуществляемых банковских операций, обязательных нормативов, порядка представления отчетности. Наконец, Банк России вправе (по согласованию с Правительством РФ) устанавливать для банков с капиталами нерезидентов дополнительные ограничения на осуществление банковских операций, если соответствующие иностранные государства применяют ограничения в’ отношении создания и деятельности банков с российскими капиталами. Однако никакие из этих прав он сейчас фактически не применяет.

Конкретные рабочие процедуры регистрации и лицензирования банков с капиталами нерезидентов расписаны, в частности, в Положении Банка России от 23 апреля 1997 г. № 437 и Указании от 19 марта 1999 г. № 513-У. Доля Иностранных Инвестиций в Уставный Капитал.

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Подписан закон, ограничивающий размер участия иностранного капитала в банковском секторе России

Президент подписал Федеральный закон «О внесении изменений в статьи 16 и 18 Федерального закона «О банках и банковской деятельности».

Федеральный закон принят Государственной Думой 4 декабря 2015 года и одобрен Советом Федерации 9 декабря 2015 года.

Федеральным законом устанавливается предельное значение размера участия иностранного капитала в совокупном уставном капитале кредитных организаций, действующих на территории Российской Федерации (квота), и определяется перечень инвестиций, не включаемых в размер квоты.

Федеральным законом также предусматриваются меры, принимаемые Банком России в отношении кредитной организации с иностранными инвестициями при достижении установленной квоты.

Кроме того, уточняется перечень оснований для отказа в государственной регистрации кредитной организации и выдаче ей лицензии на осуществление банковских операций.

🟠 Напишите свой вопрос в форму ниже

Оцените, пожалуйста, публикацию:
1 Звезд
Загрузка...

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.